|
Первый период охватывает творчество Буриана с начала его деятельности
примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к
географии, этнографии и антропологии. Вершиной этого периода является цикл
живописных полотен „Земля и люди", который состоит из 40 картин,
изображающих, во-первых, пейзажи различных континентов, во-вторых, —
портреты представителей различных современных антропологических типов
обитателей Земли. Этот цикл создавался
в 30-е годы в сотрудничестве с уже несуществующим ныне журналом „По белу
свету". К сожалению, место нахождения большинства картин этого цикла
сегодня неизвестно, а оставшиеся рассеяны по частным собраниям.
Второй период творчества Буриана отмечен и совершенно иной тематикой. В
ней нашли выражение глубокий гуманизм и общественная активность художника.
Это цикл из 23 полотен, написанных маслом, которые создавались в период
1944—1977 годов (большая их часть приходится на первую половину 60-х
годов). Эти произведения, сегодня, к сожалению, уже разбросанные по
частным коллекциям, относятся к двум незаконченным циклам. В первом —
„Порабощении" (13 полотен) художник поставил своей целью воспеть туземные
народы, показать в неумолимом зеркале захватническую колонизаторскую
политику белой расы. Второй (10 картин) — так называемый „Антивоенный
цикл", который Зденек Буриан незадолго до смерти решил назвать
„Обвинение". Эти работы — предостережение художника перед жестокостью и
безнадежностью войн, перед возможной опасностью самоуничтожения
человечества.
В последние годы жизни Зденека Бу-риана волновала тревога о судьбах
природы, далекому прошлому которой и посвящен этот альбом репродукций с
картин художника. Свою тревогу он выразил в послании, с которым незадолго
до смерти обратился к участникам вернисажа своей выставки в пражском зале
„Манес". Зденек Бу-риан писал: „Разрешите стареющему художнику выразить
свое беспокойство о будущем нашей прекрасной природы. Природу я любил
всегда, и всегда меня захватывала удивительная драма ее развития. Давайте
же уважать природу, давайте сделаем всё, чтобы как можно бережнее
сохранить ее для грядущих поколений".
Заслуженный художник Зденек Буриан скончался в Праге 1 июля 1981 года,
в день, когда открывалась уже третья за год его персональная выставка.
Судьба распорядилась, что он ушел из жизни в период своего величайшего
творческого и человеческого триумфа. Ушел, несмотря на свои 76 лет, полный
творческих сил и больших планов: наряду с иллюстрациями к нескольким
книгам он намеревался завершить серию больших картин на сюжеты из
первобытного времени для галереи Восточночешского зоологического сада в
городе Двур Кралове на Лабе. Из задуманных 34 картин этой серии Зденек
Буриан успел за последние три с половиной года жизни написать 22 крупных
полотна. В планы художника входило и окончание работы над циклами
„Порабощение" и „Обвинение". Символично, что на его рабочем столе осталась
лежать незаконченная иллюстрация для одного из наших молодежных журналов,
а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу „Порабощение".
Заслуженный художник Зденек Буриан оставил огромное творческое
наследие. Наряду с иллюстрациями и суперобложками к книгам 456 названий,
художник создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, иллюстрировал
около 550 рассказов, опубликованных в журналах. Общее количество
иллюстраций и суперобложек достигает
таким образом почти невероятной цифры — 14000! Столь же гигантский труд
представляют собой 1053 отдельные картиы, написанные маслом, темперой,
гуашью и пастелью, а также неустановленное точно количество мелких
рисунков. (В этот перечень, разумеется, включены картины и рисунки из всех
выше названных циклов).
Сотни тысяч людей видели картины Буриана на различных выставках.
Бесчисленные записи в книгах отзывов этих выставок свидетельствуют об
огромной популярности и уважении, которыми пользовался художник в самых
широких кругах публики. Да и могло ли быть иначе, если все его творчество
проникнуто глубокой искренностью и человечностью, и зритель интуитивно
чувствует это, глядя на любую картину художника. Таким был и сам
заслуженный художник Зденек Буриан. Всякий, кто имел счастье быть близко
знакомым с ним, чтил в его лице не только незаурядного художника, но и
незаурядного человека. Незаурядного по своей простоте, скромности,
доброте.
3
|
|