ИОЗЕФ АУГУСТА

ЗДЕНЕК БУРИАН

 

ПО ПУТЯМ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ

 
Содержание Перечень картин Геохронология Art dino Гостевая Ссылки Почта
 
 

Первый период охватывает творчество Буриана с начала его деятельности примерно по 1940 год. Для него характерен изначальный интерес художника к географии, этнографии и антропологии. Вершиной этого периода является цикл живописных полотен „Земля и люди", который состоит из 40 картин, изображающих, во-первых, пейзажи различных континентов, во-вторых, — портреты представителей различных современных антропологических типов обитателей Земли. Этот цикл создавался в 30-е годы в сотрудничестве с уже несуществующим ныне журналом „По белу свету". К сожалению, место нахождения большинства картин этого цикла сегодня неизвестно, а оставшиеся рассеяны по частным собраниям.

Второй период творчества Буриана отмечен и совершенно иной тематикой. В ней нашли выражение глубокий гуманизм и общественная активность художника. Это цикл из 23 полотен, написанных маслом, которые создавались в период 1944—1977 годов (большая их часть приходится на первую половину 60-х годов). Эти произведения, сегодня, к сожалению, уже разбросанные по частным коллекциям, относятся к двум незаконченным циклам. В первом — „Порабощении" (13 полотен) художник поставил своей целью воспеть туземные народы, показать в неумолимом зеркале захватническую колонизаторскую политику белой расы. Второй (10 картин) — так называемый „Антивоенный цикл", который Зденек Буриан незадолго до смерти решил назвать „Обвинение". Эти работы — предостережение художника перед жестокостью и безнадежностью войн, перед возможной опасностью самоуничтожения человечества.

В последние годы жизни Зденека Бу-риана волновала тревога о судьбах природы, далекому прошлому которой и посвящен этот альбом репродукций с картин художника. Свою тревогу он выразил в послании, с которым незадолго до смерти обратился к участникам вернисажа своей выставки в пражском зале „Манес". Зденек Бу-риан писал: „Разрешите стареющему художнику выразить свое беспокойство о будущем нашей прекрасной природы. Природу я любил всегда, и всегда меня захватывала удивительная драма ее развития. Давайте же уважать природу, давайте сделаем всё, чтобы как можно бережнее сохранить ее для грядущих поколений".

Заслуженный художник Зденек Буриан скончался в Праге 1 июля 1981 года, в день, когда открывалась уже третья за год его персональная выставка. Судьба распорядилась, что он ушел из жизни в период своего величайшего творческого и человеческого триумфа. Ушел, несмотря на свои 76 лет, полный творческих сил и больших планов: наряду с иллюстрациями к нескольким книгам он намеревался завершить серию больших картин на сюжеты из первобытного времени для галереи Восточночешского зоологического сада в городе Двур Кралове на Лабе. Из задуманных 34 картин этой серии Зденек Буриан успел за последние три с половиной года жизни написать 22 крупных полотна. В планы художника входило и окончание работы над циклами „Порабощение" и „Обвинение". Символично, что на его рабочем столе осталась лежать незаконченная иллюстрация для одного из наших молодежных журналов, а на мольберте — начатое полотно — эскиз к циклу „Порабощение".

Заслуженный художник Зденек Буриан оставил огромное творческое наследие. Наряду с иллюстрациями и суперобложками к книгам 456 названий, художник создал свыше 200 самостоятельных суперобложек, иллюстрировал около 550 рассказов, опубликованных в журналах. Общее количество иллюстраций и суперобложек достигает таким образом почти невероятной цифры — 14000! Столь же гигантский труд представляют собой 1053 отдельные картиы, написанные маслом, темперой, гуашью и пастелью, а также неустановленное точно количество мелких рисунков. (В этот перечень, разумеется, включены картины и рисунки из всех выше названных циклов).

Сотни тысяч людей видели картины Буриана на различных выставках. Бесчисленные записи в книгах отзывов этих выставок свидетельствуют об огромной популярности и уважении, которыми пользовался художник в самых широких кругах публики. Да и могло ли быть иначе, если все его творчество проникнуто глубокой искренностью и человечностью, и зритель интуитивно чувствует это, глядя на любую картину художника. Таким был и сам заслуженный художник Зденек Буриан. Всякий, кто имел счастье быть близко знакомым с ним, чтил в его лице не только незаурядного художника, но и незаурядного человека. Незаурядного по своей простоте, скромности, доброте.

Вперед  3 

 
Содержание Перечень картин Геохронология Art dino Гостевая Ссылки Почта
 

главная DinRid-©-2002 zburian@narod.ru

Hosted by uCoz