|
Первые годы жизни в Праге были для молодого художника нелегкими. Во
многом приходилось себе отказывать, порой голодать. Он не любил вспоминать
то время. А уж если и соглашался говорить о своей молодости, то в
рассказах ею не было пафоса. Те годы лишений были для него просто
страницей жизни, периодом формирования личности. В круг тогдашних
художников-иллюстраторов было пробиться нелегко, и молодой Буриан твердо
знал, что успех завоевывается в борьбе. Он сумел победить трудности,
выстоял и, наконец, добился своей цели. В этот же период Буриан стихийно
пришел к материалистическому мировоззрению, к закономерному пониманию
человека как составной части природы, с которой изначально связано самое
существование человеческого рода на нашей планете.
В 1921 году, когда З. Буриану было 16 лет (!), вышла первая книга с его
иллюстрациями. Это были „Приключения Дэвида Бальфура" Р. Л. Стивенсона.
Однако прошло еще почти десять лет, прежде чем З. Буриан доказал свое
право встать в ряд с ведущими чехословацкими художниками-иллюстраторами
межвоенного периода. Все эти годы он оттачивал свой талант графика и
живописца. И, наконец, его творческий гений проявился в типичном для
Буриана совершенстве практически во всех видах живописи и графики. В его
книжных иллюстрациях преобладали рисунки пером и тушью, где он овладел по
крайней мере двумя совершенно оригинальными техническими приемами, а также
рисунок гуашью, доведенный им до абсолютного художественного и
технического совершенства. В самой сложной области живописи — масляной — у
Буриана поражает прежде всего чистота письма, колористическое и
графическое решение, в чем тоже заметен целый ряд совершенно
индивидуальных приемов, подражать которым тщетно пытались в тридцатые и
сороковые годы некоторые другие живописцы и графики.
Впечатляющая сила работ Буриана сделала художника к концу 20-х — началу
30-х годов самым популярным иллюстратором приключенческой литературы и
книг о путешествиях. Но активная работа в этой области не помешала
художнику по—прежнему пополнять свои знания по этнографии и географии,
другим естественным наукам. Так, вслед за школой, пройденной в юности в
лесах Бескид, художник упорно готовил себя к будущему великому труду,
ставшему главным делом его жизни.
В 1935 году Зденек Буриан встретился с доктором Иозефом Аугустой, тогда
доцентом, а позднее профессором палеонтологии Пражского университета.
Профессор Аугуста был знаком с иллюстрациями Буриана к рассказу Эдуарда
Шторха „Охотники на оленей и мамонтов", который вышел в 1932 году в серии
издателя Вилимека „Маленьким читателям". Ученый сразу сумел распознать
исключительное чувство природы и ее закономерностей, которым обладал
Буриан, чувство, вылившееся в способность с художественной и предметной
убедительностью и точностью изображать давно исчезнувшие формы жизни.
(Кстати, Эдуард Шторх вскоре переработал свой рассказ в большую книгу,
которая вышла под названием „Охотники на мамонтов". Иллюстрированная
Бурианом, эта книга неоднократно переиздавалась, и ныне ее тираж достиг
рекордной цифры — почти три четверти миллиона экземпляров). Непреходящей
заслугой профессора Ау-густы останется то, что он окончательно привлек
Буриана к работе над палеонтологическими реконструкциями и предложил ему в
том же 1935 году написать первые шесть картин на сюжеты из первобытной
жизни.
В 1938 году появилось еще несколько картин на палеонтологические
сюжеты, а 1940 год, когда Буриан начал работать над серией из 13 полотен
маслом, 12 рисунков гуашью и 63 — пером, которые предназначались для
монографии Аугусты „Чудеса первобытного мира" положил начало всемирной славе художника и начало
трудам, аналогичных которым нет в мире. Секрет убедительности изображенных
Бурианом миров, отделенных от нас сотнями тысяч и сотнями миллионов лет,
состоит не только в том, что с самого начала он прибегал к консультациям
специалистов, опирался на собственные знания и неутомимо изучал все новое,
сколько в его совершенно специфическом видении природы, во врожденном
чувстве биологической формы и ее функции, в понимании целесообразности
всего, что в природе существует. И все это освещалось неповторимой
индивидуальностью Буриана, которую художник подкреплял всеми доступными
ему научными знаниями, высокой культурой и техническим совершенством своих
произведений.
Работы в области книжной иллюстрации занимали по степени важности одно
из центральных мест в творчестве художника в течение всей его жизни. Что
касается остальных его работ — отдельных произведений или их циклов,
представлявших собой преимущественно живопись маслом, то их можно
разделить на два периода. Эти периоды не отмечены какими-либо
принципиальными различиями в изобразительном решении, они отличаются
скорее по тематике, к которой художник обращался. И необходимо отметить,
что степень важности этих произведений ставит их в творческом наследии
художника намного впереди его работ в области иллюстрации.
2
|
|